Aunkere: "Он [smooya] просто привлекал внимание, это смешно и непрофессионально"
Аункер про стримы, стримснайп FPL и заработок киберспортсменов
– Как часто стримишь?
– В последнее время я запускаю стримы чаще, чем это было в начале сентября. Мы очень долго тренировались к РМР-турниру, на который не смогли полететь из-за визовых проблем у меня и Каликса.
– Как я понял, ты почти всегда стримишь FPL?
– Да, в основном стримлю FPL. Бывает, запускаю днем, чтобы пообщаться с аудиторией, поиграть Faceit Premium. С друзьями поиграть, с другими стримерами или просто пообщаться с чатом.
FPL нужно стримить с задержкой, потому что без задержки про-игроки могут снайпить. Там призовой фонд же 15 тысяч долларов или что-то около того.
– Даже на FPL занимаются стримснайпом?
– Не факт, что занимаются. Но слушай, есть игроки, которые играют только из-за денег, у которых нет команд. Они каждый месяц играют FPL, пытаются выиграть деньги. И в какой-то решающий момент в последних числах месяца... Ты не знаешь, насколько чувак совестный, он может это сделать.
– Играть со стримом на FPL сложнее, чем без него?
– Если честно, нет. Раньше оно [напряжение] было, когда я первый раз прошел. Уже нет, я как-то привык и не напрягаюсь.
– Насколько выгоднее заниматься стримами по сравнению с киберспортом?
– Все зависит от того, в каком формате ты стримишь. В команде топ-40 или топ-50 у тебя будет зарплата в районе 1-2 тысяч долларов. Если ты попадаешь в более-менее именитую организацию, продвигаешься по карьерной лестнице, у тебя растет и зарплата: 4-5 тысяч долларов. Если говорить про тир-1 CS в СНГ и Европе, то там зарплата от 15 до 40 тысяч долларов доходит.
Со стримами все зависит от того, в каком формате ты стримишь, на какой онлайн, какой контент даешь ребятам. Ты можешь, например, стримить рулетки и казино. Ты можешь зарабатывать больше, чем тир-1 игрок.
– А если мы говорим про стримера CS:GO?
– Честно говоря, стримить CS – это хорошие деньги. Они больше, чем у игроков тир-3. В тир-2 просто все 50 на 50. Если ты играешь в команде тир-2 и проходишь на мейджор, то у тебя появляются стикеры. А со стикеров ты получаешь очень хорошие деньги, которые в долгом сроке приносят больше прибыли, чем стримы. А если ты не попадаешь на мейджор, то стримы выгоднее.
– Ты сказал про доход со стикеров. Это единоразовый или постоянный доход?
– Это единоразовый доход. Смотри, как это работает: у тебя есть командный и индивидуальный стикер. Ты забираешь 100% с индивидуального стикера и какой-то процент с командного, в зависимости от организации. Мы прошли на РМР, мы загружали в игру стикеры.
Командный стикер мы разделили на 5 человек. Получается по 20% каждому. И выходит, что у нас доход был бы больше, чем если б мы были в организации. И ты получаешь одну какую-то сумму разными платежами по итогу мейджора.
– В самом начале ты сказал, что стримишь чаще, чем было до этого. Сложно совмещать стримы с тренировками?
– Это зависит от типа человека. Я не сильно уставал, когда мы тренировались. Я люблю играть, мне не сложно было запускать стрим. После тренировок я шел отдыхать, а потом запускал FPL.
Некоторые игроки устают после тренировки и просто идут смотреть фильм, ложатся спать. И кроме командной тренировки не играют в CS вообще. Кому-то сложно, а кому-то нет. Зависит от личности.
– В первый раз тебя кикнули из FPL очень быстро. Что случилось?
– Смешная ситуация. Я прошел отбор через FPL-C квалификацию. Поиграл немного, и меня убрали. Там был один момент со Скримом. Англоязычная аудитория подумала, что я дизреспектил его, хотя я просто не услышал, что он сказал. Воспринял не так информацию. Ответил ему, что буду играть на определенной позиции, а он услышал, что я отобрал у него позицию, и чтоб он играл на другой.
Этот клип разлетелся по интернету, и админы FPL меня убрали. Когда я второй раз прошел, такой ситуации больше не было.
– Второй раз тоже через FPL-C прошел? Сложно было?
– Да, занял первое место, и мне дали инвайт.
Целый месяц нужно задротить. Ты просыпаешься и думаешь о CS, засыпаешь и думаешь о CS. И так весь месяц, 30 календарных дней проводишь только в CS. Только благодаря тому, что на 100% отдаешься, ты проходишь.
– По сколько игр в день?
– 4-5 на FPL, а на FPL-C в два раза больше. В FPL-C игроки слабее, поэтому можно больше играть.
– Как можно поддерживать фокус на игре в течение всего дня?
– Ты играешь 3-4-5 игр, потом берешь перерыв и перед сном запускаешь еще 2-3 игры. У тебя фокус есть, потому что ты поиграл несколько часов, сходил на улицу, покушал, вернулся назад обновленный.
Самое важное – мотивация. Без нее ты не сможешь так долго играть. Должна быть цель.
– Ты же начал стримить до попадания в NAVI?
– Я изначально хотел стримить, когда только узнал о CS. Я смотрел Калашзора, Читбаннеда. Смотрел их поначалу, тогда еще даже не играл в CS. Мне нравилось, как они общались со зрителями. У меня тогда был ужасный компьютер или его вообще не было. Соответственно, я тоже хотел стримить. Помню, мама купила мне комп, там 60 FPS было. Я пытался на нем стримить, но у меня все дико лагало. И только когда я получил хороший компьютер, я стал стримить на 5-10 зрителей. 2-3 года так прошло с маленьким количеством зрителей. И потом, когда я начал набирать имя в киберспорте, стали расти зрители: 50, 100, 200. И благодаря NAVI это увеличилось от пятисот до тысячи.
– А если бы тебе пришлось сделать выбор между стримами и карьерой киберспортсмена?
– Я бы выбрал вначале карьеру игрока: играть, играть, чего-то добиться. И показывать это зрителям, фанатам. И после плавно начал бы переходить в стриминг, потому что он мне тоже нравится.
– Что еще ты бы хотел стримить?
– Я играл в разные шутеры. Хотел бы стримить PUBG или Warzone с друзьями, прикольные динамичные игры. Они отвлекают тебя от CS, какие-то эмоции дают.
– А что думаешь о Valorant?
– 50 на 50. Мне стрелять там легко, но не хочу отвлекаться от Counter-Strike.
Прошел в NAVI Junior за два тестовых матча. Потом не смог перейти в Forze
– Как проходил двухмесячный отбор в NAVI Junior?
– Когда я впервые услышал о NAVI Junior, то удивился, что NAVI делают такой проект. И в то же время обрадовался. Сначала воспринял это как что-то смешное, подумал, что это рофлопроект, медиа, не про-проект. Но потом я все переосмыслил: NAVI – самая известная и крупная организация в Восточной Европе. Я подал заявку, но мне не отвечали неделю-полторы.
Потом я написал другу Диму Веко – менеджеру Forze. Он знаком с Амираном, тренером NAVI Juinor. Он написал Амирану: «Посмотри эту заявку». Через несколько дней Амиран написал мне: «Привет, хочу тебя потестить в NAVI Junior». Я зашел в первый день, сыграл две игры, и Амиран ответил: «Мы тебя берем на 95%, но завтра нужно прийти на вторую проверочную историю с Блейдом».
В первый день проверял Амиран, во второй Блейд. Я Амирану понравился, но Блейд ничего не знал обо мне. Я сыграл на второй день, и Блейд сказал, что меня берут: «Ты в списках, нужно будет обговорить с твоей мамой, что ты улетишь на буткемп».
– Как мама отреагировала?
– Сначала удивилась, переживала. Но после диалога с Амираном и Блейдом все устаканилось. Она прочитала контракт и поняла, что все серьезно. Поняла, что это не шарашкина контора. Это NAVI, серьезная история. Мама согласилась, дала добро, и я улетел на буткемп в Киев.
– Как проходил первый буткемп?
– Столько эмоций, столько информации от психолога, от тренерского состава. Нам объясняли, как правильно играть: моменты, детали. То время останется надолго-надолго у меня в голове. Это было весело, классно. Было очень много спорта: йога, кроссфит. И в 7 утра зарядка.
– Тяжело вставать в 7 утра?
– Очень. [Смеется]
– Насколько сильно академия NAVI тебя прокачала?
– Это мой путь в более осознанную, взрослую жизнь. Она познакомила меня со взрослыми классными людьми. И очень повлияла на меня во всех аспектах. Я был одним человеком, а через три месяца совершенно поменялся. За время в NAVI Junior я трансформировался и становился личностью.
– Тебя хотели выкупить Forze. Почему трансфер не сложился?
– Организации не договорились между собой. У меня был короткий контракт, а NAVI не видели смысла отдавать за маленькую сумму игрока, в которого они вложились. Организации должны были договориться, но Forze не хотели платить много, потому что у меня контракт скоро заканчивался, а NAVI не хотели отпускать за просто так.
– А чего хотел ты?
– Я хотел перейти в Forze, это был бы очень большой рост для меня, как для игрока. Там играет мой друг Jerry, я с ним и в жизни хорошо общаюсь, да и в игре мы круто взаимодействовали. Я тестился в Forze, играл официалки и турнир. У нас все было круто, я готов был перейти и рискнуть.
Но они не договорились. С одной стороны, печально. С другой – это дало мне медийное развитие в NAVI Junior.
– Насколько сильно NAVI прокачали твою медийку?
– Благодаря тегу NAVI ты уже становишься известным. Их знают все в СНГ. Когда тебя подписывает такая именитая организация, то во всех пабликах о тебе начинают говорить. Люди заходят в твои соцсети, следят за каналом. Если ты играешь официалки, то они еще больше следят. Сам тег дает медийное развитие.
– До NAVI Junior ты играл в команде RuFire. Когда ты перешел в NAVI, он высказался о тебе негативно. Вы уладили ситуацию?
– Мы ситуацию уладили, я так понимаю. Не помню, говорили лично или нет. Как-то общались в VK. Каждый из нас понимает, какое решение я принял и почему. Я решил перейти в NAVI, потому что это развитие, это тег. Приходит такое предложение, от которого ты не можешь отказаться.
Любой на моем месте сделал бы такой выбор в пользу NAVI. Единственное, некрасиво получилось, что это было на квалификации к минору. Ребята из NAVI поставили выбор: либо я продолжаю карьеру с Руфаером, либо перехожу в NAVI. Меня поставили перед выбором, который я должен был сделать прямо сейчас.
– Раз уж мы заговорили про конфликты, не могу не спросить про твой небольшой конфликт с Симплом, когда вы играли вместе в одном стаке на Фейсите. Как ты отреагировал, когда это стало мемом?
– Я забыл про это, не знаю, как это люди откопали в интернете. Это было перед новым годом, и когда я играл с Сашей, я не обращал на него внимания, на его негатив. Я вспомнил, только когда это начали форсить в интернете, когда я прошел в NAVI Junior. Тогда это пролетело мимо моих ушей, я просто был рад, что поиграл с Симплом.
Не знаю, я думаю все понимают, это нельзя назвать конфликтом. Это просто игровая ситуация, когда ты сгорел на тиммейтов. Я тоже играл с разными тиммейтами на Фейсите. Иногда ты просто не контролишь эмоции и можешь что-то сказать. Я не отношусь к Саше плохо и не относился никогда. Саша был моим любимым игроком и до сих пор им является.
– Но потом ты выучил историю своего города?
– Конечно. [Смеется]
Прошел на РМР, но команда не поехала из-за визовых проблем. А еще не нашла организацию
– Вы не попали на РМР. Мне показалось странным, что вы захотели разделить командный стикер между игроками. Потом многие говорили, что обычно доходом с него делятся с организацией. Почему вы так не сделали?
– Объясню: у нас были запросы от европейских сторон. Смуя общался со спонсорами с Великобритании, они решали ценовой вопрос. Они дали предложения Level 1 и Level 2. От 10 тысяч долларов на человека за Level 1 и чуть больше за Level 2. Мы должны были полностью поменять название команды, отдать им процент со стикеров, нанести их спонсоров на джерси.
Они сами прислали оффер и долго думали. Был дедлайн, что ты должен загрузить стикеры и платежную информацию до середины сентября, до определенного времени. Эти спонсоры долго не отвечали, мы решили, что будем играть без организации, под своим тегом.
– Что за Level 1 и Level 2?
– Level 1 подразумевал джерси, смену тега, процент с командных стикеров. Level 2 подразумевал полное брендирование соцсетей, периодические посты в Телеграм и VK, какие-то еще дополнительные моменты, больший процент с командных стикеров. Не помню деталей. А, и, естественно, какие-то интервью, в которых ты бы участвовал и куда вставляли бы рекламу.
– А еще Бустер на стриме говорил, что хочет вас подписать. Почему не сложилось с ним?
– Мы со Славой это обсуждали. Я очень хотел, чтоб он нас подписал. Может быть, даже тег бы сменили. Но так как Смуя в Великобритании, там другие цены на рекламу, он зарабатывает больше. Он изначально запросил большую сумму на человека. Это очень дорого для нашего уровня, поэтому мы перестали обсуждать дальнейшие планы.
– Никто в команде не переубеждал Смую?
– Нет, потому что были ребята из Великобритании, все ждали их ответа.
– Какие были эмоции, когда ваша команда прошла на РМР?
– Это было очень круто, все были на седьмом небе от счастья. От того, что мы собрали такой состав, поменяли игрока за день до квалификации, сыграли несколько пракков и просто обыграли других ребят, которые имеют зарплаты, контракты. Выиграли миксом, на энтузиазме. И оставалось решить проблемы только с визами.
– Раз уж зашел разговор про визы, расскажи всю ситуацию еще раз.
– После победы в открытой квалификации я сразу поехал в Москву. Подавал документы на французскую визу, есть агент, который помогает всем ребятам собрать документы, составить заявление и подать его в визовый центр.
Я обратился к этому человеку с помощью одного киберспортсмена. Я сделал все так, как агент мне говорил. Но мне единственному отказали. Я позвонил ей, спросил, почему так: «Тебе просто не повезло».
И Каликсу тоже в визе в Турции отказали. У него там свои внутренние проблемы, почему он не смог полететь.
– А почему Смуя на трансляции сказал, что ты подавал на долгосрочную визу?
– Потому что Смуя – неадекватный чел. Он не разобрался в ситуации, не спрашивал детали. Начал на стриме высказываться. Потом через день написал мне в личные сообщения, извинился, спросил, что вообще случилось.
Он просто привлекал внимание, это смешно и непрофессионально. У него всегда был доступ к личным сообщениям, он мог мне написать и спросить. Все ребята, которые смотрят меня, знают, что я подавал на визу на 10 дней или на 12 дней. Я просто посмеялся, когда проснулся и увидел эти высказывания.
Мне стало грустно, что человек, который столько времени в киберспорте, не может думать своей головой.
– Про него давно ходят слухи, что он токсичный. Что-то такое было во время ваших матчей?
– У нас не было больших разногласий – были моменты, что он что-то говорил, я отвечал, мы цеплялись. А так мы все были на хорошем вайбе, с хорошим настроением. Не было плохих отношений внутри коллектива.
– А вы правда звали Бумыча в свою команду? Он отказался, потому что записывал трек?
– Нет-нет, это неправда. Я писал Кириллу, звал его на квалификацию к мейджору, но он мне сказал, что у него еще есть контракт с NAVI и он не может играть в других командах.
– У него есть шансы вернуться на тир-1 сцену?
– Бумыч очень позитивный, прекрасный игрок. У него есть все шансы проявить себя заново с какой-то европейской или СНГ-организацией.
– Кто придумал собрать такой стак и как вы искали игроков?
– Изначально мы с Родионом сидели и думали, какой состав нам собрать на РМР-квалификацию. Он сказал, что будет играть со своими ребятами – командой малышей. И я предложил Смуе: «Давай сыграем квалификацию на РМР вместе. Я, ты, Родион. И найдем еще двух хороших игроков».
Мы стали искать по ролям двух опорников. Сыграли первую, вторую, третью квалификацию. Поняли, с кем хотели играть. Оставили Michu, позвали Каликса – он идеально подходит нам по ролям.
Так и оказалось, что мы сыграли очень хорошо.
– Ты будешь искать новую команду?
– Да. Мне прилетал оффер с Северной Америки, когда я был еще в NAVI Junior. Но там топ-40 команда была, поэтому я отказался. Если мне прилетит оффер, то я бы попробовал. Это всегда новый опыт, к тому же я не переезжаю навсегда.
Сам работал над ковриками. Теперь планирует расширять бизнес
– Как пришла идея продавать коврики?
– Я всегда хотел что-то свое. У меня с детства есть предпринимательская жилка, мне мама так говорила. Не буду говорить, но я уже обсуждал какие-то проекты с друзьями, всегда пытался что-то открыть.
Потом я попробовал открыть свой бренд в киберспорте. И начал с ковриков, так как играл на всех ковриках, знаю, каким должен быть качественный коврик. Спросил у ребят на Твиче, хотели ли бы они, чтобы я выпустил коврики, поддержат ли они меня.
Первые 3-4 месяца работал над логотипом, дизайном, семплами. Долго работал над образцами, тестировал. И когда понял, что нашел вариант, с которым мне удобно играть, решил выпустить. Потом работал над дизайном коробок, ходил по производствам, узнавал все, делал образцы.
Она [коллекция] идеально зашла, продалась за два месяца. На днях я выпустил новую коллекцию, меньше чем за неделю 300 заказов. Это показывает, что люди доверяют.
– Очень круто. Какие дальнейшие планы на развитие бренда?
– Если не брать идеи о периферии, то я хотел бы обширно взглянуть на мир. У нас есть очень крутая идея: делать дизайн игровых комнат. Не все смогут позволить. Но вот я думал: «Если у меня есть ребенок, то я хочу, чтоб у него было пространство, где он может и играть в компьютер, и отдыхать, и учиться». Такие люди будут приходить к нам с запросом, а мы будем делать идеальное геймерское пространство. Я смотрю на будущее в этом плане.